Такси поднятием руки в Италии вообще и в Риме в частности не ловят. Если нужно
такси, то надо идти на специальную стоянку, обозначенную надписью "TAXI". У
официальный таксистов на борту надпись "Сomune di Roma", водитель имеет личную
карточку, с указанием имени, фамилии и телефона в кабине, видную пассажиру и
исправный счетчик.
Большое значение в фильмах Росселлини имело изображение народной среды. В 1946
году Росселлини снял картину "Пайза" (премия Международного кинофестиваля в
Венеции). Отказавшись от единого сюжета, режиссер создал документально точную
хронику жизни Италии в годы войны. Росселлини почти не пользуется монтажем,
динамика действия в его фильмах определялась контрастным стыком эпизодов,
различных по эмоциональному звучанию. "Пайза" выразила героические мотивы
Сопротивления, но в ней развивалась и тревожная контртема - крушение надежд, во
имя которых боролись и умирали герои "Рима - открытого города".
Тема нравственной деградации, связанной с общественным спадом конца 40-х годов,
отразилась в картине "Германия, год нулевой" и "Машина, убивающая плохих"
(1948). В трагикомическом аспекте эта тема прозвучала в фильме "Где свобода?"
(1953). В поисках нравственной опоры Росселлини обращается к религиозной
тематике: "Франциск, менестрель божий" (1950) о жизни св. Франциска Ассизского;
от неба ждет помощи отчаявшаяся героиня фильма "Стромболи, земля божья" (1950);
в фильме "Европа, 51" (1952) духовно опустошенная героиня находит выход в
христианской любви к ближнему.
|